В 00:00 15 апреля в Германии будут выведены из эксплуатации три последних атомных электростанции. Разбираем все «за» и «против» отказа страны от атомной энергетики.
Атомные электростанции опасны?
Истории атомной энергетики Германии больше 60 лет. Первая экспериментальная АЭС Каль была запущена 13 ноября 1960 года, подключена к электросети в 1961-м, а ее коммерческая эксплуатация началась 1 февраля 1962 года. До 2011-го, когда произошла авария на атомной электростанции «Фокусима» в Японии, около четверти всей электроэнергии страна производила из ядерного топлива. При этом особых инцидентов с АЭС в Германии практически не было.
Наиболее крупная авария произошла в середине 1970-х на станции Грайфсвальд. Пожар отключил охлаждающие насосы, что почти вызвало расплавление реактора. Но это была еще ГДР, совсем другая страна с другими условиями и правилами. В Западной Германии в середине 1980-х также была пара небольших аварий, приведших к локальному радиоактивному заражению небольшой территории. И это все. Что, впрочем, неудивительно – в последние десятилетия в стране работали только современные безопасные реакторы, а все старые были отключены.
Тем не менее японская катастрофа показала, какие риски несут в себе АЭС, и именно авария на «Фокусиме» подвела черту в развитии немецкой атомной энергетики. 6 июня 2011-го правительство решило оставить эксплуатацию девяти энергоблоков на восьми атомных электростанциях, а до конца 2022 года полностью отказаться от производства ядерной энергии. Этот срок был продлен на три месяца из-за энергокризиса, вызванного войной в Украине, но теперь и он закончился.
По оценке президента Федерального ведомства по радиационной защите (BfS) Инге Паулини, в результате отказа от ядерной программы безопасность в Германии заметно повысилась. Федеральный министр окружающей среды Штеффи Лемке, также считает, что «риски, связанные с ядерной энергетикой, не поддаются контролю». Речь, разумеется, идет о рисках, связанных с возможными авариями, ведь если говорить о климатических изменениях, все выглядит совсем по-другому.
Атомная энергия входит в число самых экологически чистых источников наряду с возобновляемыми, такими как ветер и солнце. Атомные электростанции производят гораздо меньше выбросов парниковых газов, чем угольные, которые в ближайшем будущем призваны их заменять. Так что с экологией все станет только сложнее. Однако и угольным станциям отпущен срок работы лишь до 2030 года. Что дальше? Ответ на этот вопрос пока выглядит достаточно расплывчатым.
Что дальше?
Энергия из возобновляемых источников сейчас покрывает лишь пятую часть потребностей страны. При этом не стоит забывать, что ветро- и солнечные генерации нуждаются в подстраховке на случай неблагоприятной погоды. По оценке председателя управляющего совета Федерального объединения предприятий сферы энергетики и водоснабжения (BDEW) Керстин Андреа, к 2031 году, когда угольные станции также должны быть выведены из эксплуатации, на рынке электроэнергии Германии образуется нехватка 15 гигаватт гарантированной мощности. Восполнить ее руководитель BDEW предлагает за счет строительства новых газовых электростанций, работающих на экологичном водороде. Но, по мнению экспертов, для этого пока не созданы соответствующие инвестиционные стимулы.
Министр экономики Роберт Хабек сообщил, что министерство разрабатывает «краткосрочную эффективную стратегию», которая предусматривает, в том числе, модернизацию старых газовых электростанций для частичной работе на водороде. Особой конкретики в этом плане тоже пока нет. Зато есть цель: к 2030 году 80% электроэнергии, необходимой стране, Германия должна получать из возобновляемых источников.
Нам хватит энергии?
С этим проблем быть не должно. Во-первых, все те же угольные станции. Во-вторых, энергосистема Евросоюза – это единое целое, и Германия экспортирует больше энергии (40 тераватт-часов), чем импортирует (23 тераватт-часа, меньше 10% от потребления), что говорит об избыточности мощности. Кроме того, соседи свои атомные станции останавливать пока не планируют, и в случае чего энергию можно будет получать, например, из Франции или Чехии.
Но вот в чем эксперты почти уверены, так это в том, что энергия после отключения атомных станций еще подорожает. Даже несмотря на то, что в последнее время мирный атом выдавал в сеть всего 6% электричества страны. Факторов роста цен несколько.
Первый – все те же выбросы парниковых газов угольными электростанциями. Компенсировать их придется покупкой дорогих сертификатов на выбросы углекислоты. Это дополнительные расходы, которые, разумеется, лягут на плечи потребителей. Еще один фактор: газовые станции, которые также частично заменят АЭС, используют более дорогостоящее топливо.
В целом, по расчетам экспертов, выключение атомных станций может в течение ближайших нескольких лет обойтись в 8-12% дополнительной стоимости энергии. И это несет в себе не очевидную, но вполне возможную экономическую угрозу. Немецкие компании могут активизировать уже запущенный процесс перевода производств в другие страны, где энергия дешевле.
Что происходит с остановленными АЭС?
Они медленно демонтируются. На это нужны годы и миллиарды. По данным оператора PreussenElektra, на демонтаж атомной электростанции Isar 2, которую отключат 15 апреля и еще двух АЭС, остановленных в конце 2021 года, потребуется около 15 лет и €7 млрд. Материалы и оборудование станций измельчаются, обеззараживаются, очищаются, а затем утилизируются. Радиоактивное топливо извлекается из реакторов и охлаждается до тех пор, пока его нельзя будет поместить в защитные контейнеры и отправить на промежуточные склады.
Практически все ядерные отходы немецких АЭС, накопленные за десятки лет, хранятся в таких надземных промежуточных хранилищах. Большая часть – в Горлебене (Нижняя Саксония), остальные – в Ахаусе (Северный Рейн-Вестфалия), в Любмине (Мекленбург-Передняя Померания), а также в хранилищах на территориях неработающих АЭС. По словам президента Федерального управления по безопасности ядерных отходов (BASE) Вольфрама Кенига, в настоящее время на 16 промежуточных складах хранится около 1900 контейнеров с активными отходами по 100 тонн каждый.
Однако это лишь промежуточные хранилища, отработанное ядерное топливо не может находиться в них очень долго. Очень долго – это миллион лет. Поиск такого подземного сверхдолговременного хранилища продолжается уже много лет. Первоначально его планировалось завершить к 2031 году, сейчас срок продлен до 2046-го, но есть и сценарий, где конечной датой указан 2068 год. Это вправду непросто, потому что по словам главы BASE, помимо высокорадиоактивных отходов, окончательного захоронения ждут еще 600 тыс. кубометров низко- и среднерадиоактивного мусора.
Плюс или минус?
Что в сухом остатке? Остановка АЭС явно не будет способствовать улучшению экологической ситуации в стране, но при этом несколько снизит риски, связанные с возможными ядерными авариями. Правда, не полностью: надо еще куда-то деть кучи ядерных отходов и не получить проблем от АЭС, расположенных в других странах вблизи границы Германии. Отказ от мирного атома не станет угрозой энергобезопасности страны, но и экономике тоже не поможет, так как затраты в этой сфере без дешевой атомной энергии скорее всего вырастут.
В краткосрочной перспективе минусов, очевидно, больше, чем плюсов. Но так и бывает с глобальными политическими решениями. А это именно политическое решение. В долгосрочной перспективе плюсы могут перевесить минусы. За примерами ходить далеко не надо, ведь недавний вынужденный отказ от российских нефти и газа не нанес смертельного удара Германии. Быстро нашлись альтернативные варианты, пусть и более дорогие, к тому же это явно ускорило реализацию перспективных энергетических проектов. Дорога на кардинальное озеленение энергетики выбрана, и сходить с нее теперь уже особого смысла нет.
PunktDE с использованием материалов FAZ/dpa-AFX/tagesschau
Фото: Leopictures/Pixabay
Добавить комментарий