Оценка программы Jobturbo показала, что примерно половину из созданных в ее рамках рабочих мест заняли беженцы из Украины. В целом же, с точки зрения трудоустройства граждан воюющей страны, Германия находится далеко не на первых строчках европейского списка
Итоги ускорения
Подведены промежуточные итоги программы Jobturbo, запущенной в октябре 2023 года. Исследование показало, что она помогла создать около 102 тыс. дополнительных рабочих мест.
В рамках Jobturbo вводились обязательные консультации в Jobcenter, упрощенные процедуры подбора вакансий, а также организовывались курсы немецкого языка и онлайн-обучение. Исследователи из Stanford University и University College London отметили, что эффект программы был ощутим по всей стране — вне зависимости от возраста, профессии или региона.
Украинский тренд
Особое внимание при оценке Jobturbo было уделено ее влиянию на трудоустройство граждан Украины, нашедших в Германии убежище от войны. Это неудивительно, ведь по данным Welt, количество украинских просителей убежища в Германии выросло в 10 раз – со 100 до примерно 1 тыс. в неделю. Так вот, 58 тыс. рабочих мест, созданных Jobturbo, заняли украинцы.
Эксперты отмечают, что программа стал катализатором уже наметившегося тренда. По данным исследований IAB-BAMF-SOEP, уровень занятости украинцев в Германии стабильно растет с момента начала войны. Если в середине 2022 года работали лишь около 16% трудоспособных украинцев, то к весне 2024-го показатель вырос до 27–31% в зависимости от региона и длительности пребывания в стране.
В принципе, показатель достаточно хороший даже если сравнивать с первой волной миграции. В обзоре по интеграции IAB отмечается, что у беженцев, прибывших в Германию в 2013-2017 годах, доля занятых достигает 68%. Но с пика первой волны прошло уже целых восемь лет.
Сравнение не в пользу Германии
С другой стороны, если сравнивать с другими странами Европы, немецкий Jobturbo оказался не таким уж и «турбо». В Нидерландах уже к концу 2023 года работали около 55% нашедших в стране убежище украинцев в возрасте 15–64 лет.
В Польше, Литве и Эстонии к этому времени были трудоустроены или самозаняты примерно 60% украинских беженцев. В Польше, Чехии и других странах с крупной украинской общиной уровень трудоустройства украинских мигрантов и вовсе превышает 60%.
Условия возвращения
Очевидно, что планы людей по поиску работы напрямую связаны с общими планами на жизнь. И вот тут пока нестыковка. Как показывает исследование ifo Institute, почти каждый второй украинский беженец готов вернуться домой только если Украина восстановит границы 1991 года, получит надежные гарантии безопасности через вступление в НАТО, перспективу членства в ЕС, реальные антикоррупционные реформы и лучшие шансы на трудоустройство.
Пока нет реальных оснований рассчитывать на реализацию даже отдельных пунктов, не говоря уже о всех сразу. А без выполнения хотя бы одного из этих пунктов возвращаться готовы лишь около 3% опрошенных. Исходя из этого, 30%-ный показатель занятости украинских беженцев уже не выглядит убедительным.
На общих правах
Впрочем, даже относительный успех программы Jobturbo может перестать развиваться. Уже разработан законопроект, по которому всех прибывающих в Германию украинцев будут регистрировать не в рамках системы социальной помощи Bürgergeld (которую тоже правительство намерено поменять), а как всех остальных просителей убежища — с выплатами по AsylbLG.
В этом случае их больше не будет курировать Jobcenter, а участие в трудовых программах перестанет быть обязательным. Эксперты предупреждают: это может замедлить позитивную динамику на рынке труда и свести на нет усилия последних двух лет.
В качестве «контрольной точки» в коалиционном соглашении значится 1 апреля 2025 года. С этой даты все вновь приезжающие в Германию украинцы должны рассчитывать на такую же помощь, как и беженцы из других стран – никакого Bürgergeld. Однако закон уже несколько месяцев находится в стадии проекта, 1 апреля давно минуло, так что перспективы реализации этой идеи достаточно туманны.
Punktde
Фото: Anze/adobestock
Добавить комментарий