Миграция: реальная проблема и политический козырь

   Время чтения: 4 мин.

Германия готова поддержать антикризисную миграционную реформу Евросюза, нацеленную на ограничение притока беженцев. Проблема действительно существует, однако она далеко не так остра, как во время кризиса 2015 года. Во многом не прекращающиеся споры о миграционной политике вызваны борьбой в преддверии выборов разных уровней. 

Повторение 2015-го

Нынешний миграционный кризис часто сравнивают с проблемой 2014–2015 годов, когда Европу в целом и Германию в частности захлестнула волна беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки. Но это не очень обоснованно, хотя цифры, действительно, сопоставимые. В 2015 году в страну въехали почти 1,1 млн беженцев. За 2022 год количество беженцев в Германии увеличилось на 1,14 млн. 

Однако не стоит забывать о том, что большинство прошлогодних приехавших (1,01 млн) – военные беженцы из Украины, которые вообще идут вне обычной схемы предоставления убежища. А что касается остальных просителей убежища, то если восемь лет назад это был фактически неконтролируемый поток, то сейчас механизмы работы с ними достаточно отработаны. 

Однако отмахиваться от проблемы не стоит – она реально существует, и это хорошо видно на примере Берлина. По оценке берлинского сената, в столицу Германии прибывает порядка 250 человек в день, и чуть больше чем за полгода Берлин принял на 40% больше беженцев, чем за весь предыдущий год. При этом ожидается, что число просителей убежища из Сирии, Афганистана, Турции, Грузии и других стран, продолжит расти. 

Пограничная реформа

В Евросоюзе рост количества беженцев намерены решать с помощью реформы Общей европейской системы предоставления убежища (GEAS). Разработан и специальный механизм кризисного реагирования. Его цель: сокращение количества мигрантов и унификация процедур рассмотрения заявлений на предоставление убежища во всей Европе. 

Одна из основных частей реформы — введение новых пограничных правил. Они достаточно жесткие как для нелегальных мигрантов, так и для людей с малыми шансами на предоставление убежища. Для них будет действовать ускоренная процедура рассмотрения заявлений — порядка 12 недель, в течение которых заявителей смогут размещать в специальных пунктах на границах в условиях, похожих на арест. В случаях кризиса все будет еще жестче. До 20 недель в приграничных лагерях можно будет держать даже тех, у кого шансы на предоставление убежища достаточно высоки. 

До сих пор Германия блокировала и соглашение, и кризисный механизм, который, по мнению некоторых политиков, может стать основанием для нарушения прав людей в приграничных лагерях. Также есть опасение, что введение дополнительной кризисной версии правил может подорвать упорядоченные процедуры предоставления убежища, и страны, которые не пожелают держать беженцев на своих границах, не будут препятствовать им двигаться дальше, в том числе в Германию . Однако , судя по заявлениям канцлера Олафа Шольца, «немецкое сопротивление» все же будет прекращено. 

Политический козырь

Правильно это или нет – покажет время. Но столь активные и непрекращающиеся дебаты вокруг миграционного вопроса, по мнению многих экспертов демонстрируют не столько остроту проблемы, сколько усиление борьбы политических сел в преддверии и европейских, и национальных, и региональных выборов. «Миграционная карта» в этой борьбе — настоящий козырь, позволяющий манипулировать настроениями в обществе.  

Оценка этих настроений, кстати, крайне противоречива. Например, по данным ARD-DeutschlandTrend, 73% жителей Германии в настоящее время считают, что размещение и распределение беженцев в Германии организовано плохо или очень плохо, 78% уверены в плохой интеграции беженцев в общество и на рынок труда, 80% не удовлетворены темпами депортации людей, которым отказано в предоставлении убежища. 64% опрошенных выступают за то, чтобы Германия принимала меньше беженцев, а 71% — за введение верхнего предела количества принимаемых. 

В то же время «Барометр тенденций» RTL/n-tv  от влиятельного института изучения общественного мнения Forsa, говорит о том, что 60% немцев не находят ничего тревожного в прибытии беженцев, а 22% вообще не заметили этого прибытия. Не стоит забывать, что это хотя и репрезентативные опросы, результаты которых должны отражать мнение всего общества, но точность оценки все равно не особо высока и результат зависит от множества разных факторов. В общем, этакая социологическая «средняя температура по больнице».   

PunktDE

Фото: Michal/adobestock

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *