Кабинет министров сегодня одобрил законопроект, направленный на ускорение депортации просителей убежища, получивших отказ. Полиции будут предоставлены более широкие полномочия, а срок содержания под стражей до выезда — увеличен.
Проблема в цифрах
Сначала немного статистики. В последние годы количество людей, обязанных покинуть страну, неуклонно растет. В 2015 году их было около 205 тыс., в 2022 году – уже 304 тыс. Сейчас в Германии находятся чуть менее 280 тыс. человек, обязанных покинуть страну. Однако это не только люди, подлежащие депортации из-за отказа в предоставлении им убежища, но и, например, те, у кого нет действующей визы или вида на жительства.
Если считать только несостоявшихся беженцев, то их чуть менее 175 тыс. Из них около 155 тыс. имеют право отсрочки высылки. Их депортация была приостановлена по состоянию здоровья, из-за серьезной опасности на родине или из-за отсутствия государства, готового их принять. В прошлом году из Германии были высланы 12 945 человек, неудачными оказались две трети попыток — 23 337. В первом полугодии нынешнего года был депортирован 7 861 человек.
Полицейские возможности
Очевидно, что процесс высылки на родину тех, кто не привел убедительных оснований для предоставления убежища в Германии, идет, мягко говоря, со скрипом. Согласованный сегодня кабмином законопроект должен стать для него своего рода смазкой.
Пожалуй, наиболее важная мера, прописанная в нем, — увеличение срока содержания под стражей до депортации (Ausreisegewahrsam, задержание в ожидании выезда) с 10 до 28 дней. Это делается для того, чтобы подлежащие высылке имели меньше шансов сбежать до отъезда и затеряться где-то на просторах Германии – подальше от глаз правоохранительных органов. При этом Ausreisegewahrsam можно назначать или продлевать независимо от того, подано ли за это время прошение о предоставлении убежища или какие-либо последующие ходатайства.
Еще один важный пункт касается полномочий полиции. Теперь стражи порядка имеют право искать «исчезнувшего» депортируемого и в комнатах соседей или сожителей, если они живут вместе. До сих пор, избегая высылки, можно было просто спрятаться в соседней комнате, и стражи порядка ничего не могли с этим поделать.
Кроме того, если человек, обязанный покинуть страну, не может (или не хочет) предъявить паспорт, полиция получит право досматривать мобильные телефоны для установления личности или искать документы в квартире. Процесс высылки членов преступных организаций и контрабандистов, занимающиеся незаконным провозом людей в страну, должен стать быстрее и проще.
От «неконституционно» до «недостаточно»
Все эти меры выглядят абсолютно логичными и реализуемыми. Если бы не одно главное «но». Далеко не все страны горят желанием сотрудничать и принимать обратно людей, сбежавших в Германию. Распространяющаяся практика заключения соглашений о репатриации, в которых страны договариваются о высылке и приеме нелегальных мигрантов, может решить эту проблему хотя бы частично, но таких соглашений пока заключено не так уж много.
Теперь законопроект должны одобрить депутаты Бундестага. Не факт, что это будет легко. В парламентской фракции Grüne уже говорят о «посягательствах на фундаментальные права на свободу, неприкосновенность жилища и частную жизнь» людей. «Полицейские» пункты вызвали критику и со стороны церквей, ассоциаций социального обеспечения и организаций гражданского общества.
Политикам CDU/CSU законопроект, напротив, кажется недостаточно жестким. Представители «Союза» требовали расширения списка безопасных стран происхождения, беженцы из которых имеют мало шансов на признание в Германии и должны проходить ускоренную процедуру рассмотрения прошений. Не нашла отражения в документе и идея создания «транзитных центров», на границах страны, где будут рассматриваться перспективы мигрантов остаться в Германии и откуда должна осуществляться депортация – без въезда в страну.
Источник: FAZ.NET/tagesschau
Фото: Chris/adobestock
Добавить комментарий