Германия официально отказалась от импорта нефти из России. Однако статистика показывает, что это может быть лишь видимостью. Российские нефтяные потоки, возможно, продолжают прибывать в страну, только не напрямую, а через Индию.
По данным Федерального статистического управления, импорт нефтепродуктов из Индии в Германию за первые семь месяцев 2023 года увеличился более чем в 12 раз. Закупки за год выросли с €37 млн до €451 млн. В основном Индия поставляет в Германию «топливный полуфабрикат» — газойль, который используется для производства дизельного или печного топлива.
На первый взгляд ничего криминального – просто развитие торговых отношений. Вот только по данным ООН, Индия в огромных количествах закупает сейчас сырую нефть у России. Из нее производится и газойль. По мнению Георга Захманна из брюссельского аналитического центра Брейгеля, «весьма вероятно, что Германия и другие европейские страны косвенно покупают российскую нефть».
Сама Россия перестала публиковать данные о нефтяном экспорте с самого начала войны в Украине. Известно лишь, что 80% экспорта как раз приходятся на Китай и Индию. Международное энергетическое агентство (МЭА) говорит о том, что в первом полугодии 2023 года доходы России от нефтяного экспорта снизились более чем в полтора раза — с $120,4 млрд до $77,4 млрд. Как на это повлияло нефтяное эмбарго Евросоюза (прямо или косвенно) сказать достаточно сложно. В любом случае, суммы остаются очень большими.
Еще один механизм, который западные государства пытаются использовать для ограничения нефтяных доходов России – всемирный ценовой предел – судя по всему тоже работает не идеально. В прошлом году страны G7, ЕС и Австралия договорились, что за баррель российской нефти нельзя платить более $60 (сейчас на бирже он стоит более $80). Предполагается, что судоходные и страховые компании не должны проводить операции с нефтью из России, купленной дороже.
Однако, согласно исследованиям Института KSE Киевской школы экономики, в важнейших экспортных портах России нефть по-прежнему продается дороже $70. По мнению Бенджамина Хильгенштока из KSE, правило ценового ограничения будет работать только «если правительства убедительно продемонстрируют компаниям, что будут обеспечивать его соблюдение». Этого, похоже, не происходит.
Источник: spiegel/tagesschau/rbk
Фото (symbol): Gerhard Traschütz/Pixabay
Добавить комментарий